Тяжелые ворота Пропилеи открывают вход в Акрополь. Под большой аркой, разделенной рядом колонн, образованы пять проходов, через которые когда-то сплошным потоком шли люди и вьючные животные. За Пропилеями сразу открывается панорама центральной площади, в центре которой в свое время возвышалась статуя богини Афины.
Это была 12-метровая фигура, на правой руке которой располагалась богиня победы Ника, а у левого плеча – боевое копье. Одежда и оружие Афины-Девы были золотыми, лицо и руки выполнены из слоновой кости, на месте глаз - драгоценные камни. В V веке эта статуя была перевезена в Константинополь, но во время пожара она погибла в огне.
Вокруг места, где раньше возвышалась статуя, словно небольшой ансамбль, расположилось несколько величественных греческих храмов: легкий и изящный посвящен крылатой богине Победы Нике, устойчивый и мощный – это храм Парфенон, а утонченный и эффектный - Эрехфейон. Своё название Парфенон получил от построивших его Иктина и Калликрата, которые хотели воздать честь великой богине Афине Парфенос («Деве»). Древние греки считали эту богиню мудрости и честной войны, порожденную из головы Зевса, никогда не снимающую доспехов и всегда имевшую при себе свисающее на грудь оружие-эгиду, своей защитницей в тяжелое время вражды с персами. В центре эгиды было нанесено изображение головы Медузы Горгоны, взгляд которой поражал противников. Название этого оружия сохранилось до наших времен: выражение «под эгидой» в современном языке означает «под защитой», то есть, под прикрытием от убийственного взгляда горгоны.
Радостные чувства победы и собственной силы, переполнявшие сердца древних греков, отразились именно в Парфеноне. Ради того, чтобы построить этот храм, греки провели дорогостоящую и трудоёмкую работу по подсыпке холма в южной части Акрополя. Ведь Парфенон должен был представать перед человеком с угла, а не фасада. А вместо ограниченной двухмерности архаики была использована емкая трехмерность классики!